Пресс-релиз статьи во Frontiers in Psychology
Эксплицитное и имплицитное научение одинаково эффективны
Сотрудники лаборатории изучили нейрональные механизмы двух типов речевого научения: эксплицитного и имплицитного с помощью электроэнцефалографии высокой плотности. Результаты исследования представлены в журнале Frontiers in Psychology.
Есть два основных варианта выучивания новых слов. Эксплицитное научение — способ, которым мы обычно пользуемся в школе и на уроках иностранного языка. Нам показывают какой-то объект и говорят: посмотрите, это называется так-то. Второй способ — имплицитное научение, когда мы получаем новые знания из контекста. Сегодня научное сообщество располагает противоречивыми данными относительно того, какой из способов научения более эффективен, а также какие нейрональные механизмы работают в том и другом случае. Чтобы вывести изучение речевого научения на новый уровень, сотрудники лаборатории постарались разработать экспериментальную парадигму, которая была бы тщательно сбалансирована с точки зрения всех аудиальных и визуальных свойств стимулов, предъявляемых испытуемому, а также в плане общей когнитивной нагрузки.
Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что эксплицитное и имплицитное научение одинаково эффективны. Это подтвердили все три проверочных теста, вопреки и бытовым представлениям, и результатам предшествующих научных исследований, эксплицитное и имплицитное научение имеют сопоставимую эффективность.
В ходе проведения исследования ученые СПбГУ зафиксировали разные топограммы распределения активности на поверхности головного мозга, характерные для эксплицитного и имплицитного научения. При имплицитном научении активность в основном сдвинута в зоны левого полушария, которые традиционно всегда связывают с языком. Это хорошо укладывается в общепринятое представление о мозговых механизмах речи. А если говорить про эксплицитное научение, то оно, активирует распределенную по обоим полушариям систему, которая связана с исполнительными функциями и контролем внимания. Они считаются довольно поздним эволюционным приобретением, зрелым и сложным с точки зрения объема ресурсов, которые приходится на это тратить.