Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов
Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов
В «Психологическом журнале» вышла статья сотрудников лаборатории о паттернах интеллектуального поведения, проявляющиеся при работе с вербальными и иконическими текстами.
Авторы провели эксперимент, в ходе которого 40 респондентам было предложено прочитать два текста: один из них был представлен в классической вербальной форме, а второй — в формате инфографики. При этом в исследовании использовался набор из трех текстов, продублированных в обоих форматах. Это позволило авторам изучить эффекты, связанные с типом материала, а не его конкретным содержанием. После чтения участникам было необходимо выполнить несколько тестовых заданий по тексту, оценить собственную успешность в понимании прочитанного, а также ответить на ряд уточняющих вопросов во время беседы с экспериментатором. Для того чтобы получить как можно более полные и разнообразные сведения о специфике интеллектуальной работы участников с инфографикой, в эксперименте были использованы тексты, отличавшиеся друг от друга как тематикой, так и особенностями графического оформления.
Исследователи выделили ряд механизмов метакогнитивного контроля, влияющих на эффективность работы читателей с текстами. Первый из них — анализ цели чтения. Участники многократно подчеркивали, что инфографика делает более привлекательными развлекательные тексты, в то время как для работы со сложной по содержанию информацией они бы предпочли текст вербального формата. Второй из выявленных механизмов — мониторинг возникающих в процессе чтения когнитивных затруднений. Так, респонденты самостоятельно отмечали проблемы, возникающие у них при работе с инфографикой, и учитывали их при оценке своей эффективности в усвоении смысла прочитанного. И, наконец, третий механизм — анализ собственных навыков работы с текстами разных форматов. Участники по-разному оценивали имеющийся у них опыт взаимодействия с инфографикой, а некоторые из них могли прогнозировать свою успешность в работе с текстом, отмечая, например, что «тексты дайджестового формата слишком хаотичны» для их понимания.
Полный текст статьи доступен здесь.