Профессор, заведующий кафедрой Психологии личности Факультета психологии СПбГУ, доктор психологических наук. 

Костромина Светлана Николаевна

Научные интересы

Научные интересы С.Н. Костроминой охватывают широкую область междисциплинарных исследований, связанных с изучением нейрофизиологических и психологических аспектов личностного и профессионального развития человека. В частности, проблемы усвоения информации и формирования системы знаний; мета когнитивные и само организационные процессы интеллектуальной деятельности, психология самоизменения личности и личностная детерминация образования и самообразования человека. 

В лаборатории

Костромина работает в группе, изучающей нейрофизиологические аспекты усвоения конкретных и абстрактных понятий. Основной вид деятельности – участие в разработке дизайна и парадигмы исследования, подбор психодиагностического инструментария, анализ и обобщение полученных данных, экспертная работа и работа с аспирантами.

Подробно информация о С.Н. Костроминой представлена сайте Факультета психологии СПбГУ.

Публикации

  1. Mkrtychian, N., Blagovechtchenski, E., Kurmakaeva, D., Gnedykh D., Kostromina, S., Shtyrov, Y. Concrete vs. Abstract Semantics: From Mental Representations to Functional Brain Mapping // Frontiers in Human Neuroscience. 2019. – V. 13 (267). DOI: 10.3389/fnhum.2019.00267
  2. Kostromina S.N., Grishina N.V., Zinivieva E.V., Moskvichva N.L.,To Generation Subculture As A Factor Of Building A Life Scenario // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Published by the Future Academy. 2019. – V. LXIV. – P. 267 – 275.
  3. Prokofieva V., Brandt-Pomares P., Velay J-L, Hérold J-P., Kostromina S. Stress de l’évaluation scolaire : un nouveau regard sur un problème ancien // Recherches & Educations. — 2019. — №2, Р. 3-15.
  4. Blagovechtchenski, E., Gnedykh, D., Kurmakaeva, D., Mkrtychian, N., Kostromina, S., Shtyrov, Y. Transcranial Direct Current Stimulation (tDCS) of Wernicke’s and Broca’s Areas in Studies of Language Learning and Word Acquisition // JOVE: Journal of Visualized Experiments. – 2019 (21.05.2019). — e59159,. DOI: 10.3791/59159
  5. Kostromina S.N., Grishina N.V. The Dynamic Personality: ‘Continuity and Change’ // Psychology in Russia: State of the Art. – 2019 — V.12. — №.2. — P. 33-44. DOI: 10.11621/PIR.2019.0203
  6. Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представление о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. — 2019. – Т. 24. — № 3. – С. 5 – 18. DOI: 10.17759/PSE.2019240301
  7. Zinovieva E.V., Kazantseva T.V., Pleshkova A.N., Kostromina S.N. The Quality of Paternal Relationalship in modern Russia // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Published by the Future Academy. 2018. – V. XLIII. – P. 248 – 256.. DOI: 10.15405/EPSBS.2018.07.33
  8. Kostromina S.N., Grishina N.V. The Future of Personality Theory: A Processual Approach // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2018.– V. 52. — № 2. – Р. 33 – 44. DOI: 10.1007/S12124-018-9420-3
  9. Катвалян А.Э., Костромина С.Н. Особенности развития этнической идентичности в подростковом возрасте (на примере русских и армянских школьников) // Мир науки. – 2018. – Т. 6. — № 1. — С. 28.
  10. Гришина Н.В., Костромина С.Н., Мироненко И.А. Структура проблемного поля современной психологии личности // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39. — № 1. – С. 26 – 35. DOI: 10.7868/S0205959218010038
  11. Костромина С.Н., Писарев А.Е. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? // Статистика и экономика. – 2017. № 3. – С. 80 – 91.
  12. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Тексты, схемы и комиксы: целесообразность применения различных форм электронной наглядности в преподавании психологии // Педагогика и психология образования. – 2017. № 1. С. 92-106.
  13. Kostromina S.N, Mkrtychian N,A., Kurmakaeva D.M., Gnedykh D.S., The interrelationship between cognitive control and academic success of first-year students: an interdisciplinary study // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. — V.8. — №.1. — P. 60-75. DOI: 10.11621/PIR.2017.0406
  14. Kostromina S., Gnedykh D.S., Ruschack E.A. Russian University Teachers’ Ideas about Pedagogic Frailty // Knowledge Management and E-Learning. — 2017. — 9. — № 3. – P. 311-328.
  15. Kostromina S., Gnedykh D., Molodtsova G., A psycho-pedagogical model for evaluating effectiveness of students’ learning on the basis of electronic visual rows / Optimizing Human-Computer Interaction With Emerging Technologies. USA, IGI Global, 2017. — P. 183-209. DOI: 10.4018/978-1-5225-2616-2.ch007
  16. Бордовская Н.В., Костромина С.Н., Розум Н.Л., Москвичева Н.Л. Исследовательский потенциал студента: создание контента и метод его оценки // Психологический журнал. – 2017. – Т. – 38. — № 2. – С. 89 – 103.
  17. Chuvgunova O., Kostromina S., Planning function study: new ideas about stimuli function during EEG recoding // International Journal of Psychology. — 2016. 51. – P. 879.
  18. Chuvgunova O., Kostromina S., Planning as a learning skill of students// Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. – V. – P. 132-138. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2016.02.045
  19. Moskvicheva N., Kostromina S., The Role of Students’ Personality Characteristics in the Implementation of Scientific Research// European Proceedings of Social and Behavioural Sciences.. – 2016. — V. 8. — P.. 135-142. DOI: 10.15405/EPSBS.2016.05.14
  20. Kostromina S. Comparative Analysis of Different Concepts of Teaching in Russian Didactics // Comparative Research into didactics and Curriculum. National and International Perspectives/ Ed. Hallitzky M., Rakhkochkine A., Koch-Priewe B., Bad Heilbrunn. — 2016. — P. 207-219.
  21. Kostromina S., Zinovieva E., Pisarev A. Assessment of clients and their problem situations by young psychologists-consultants // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Published by the Future Academy. — 2016. – V. 9. – P. 23 -35. DOI: 10.15405/EPSBS.2016.05.02.3
  22. Kostromina S., Gurieva S., Borisova M., Khomyakova E. Trust in and Perception of Parents in Children with Different Coping Strategies // Procedia – Social and Behavioral Science. – 2016. — V. 233. – P. 35 – 41: Fifth Annual International Conference «Early Childhood Care and Education», 12-14 May 2016, Moscow, Russia https://doi.org/10.1016/J.SBSPRO.2016.10.123
  23. Kostromina S., Gnedykh D., Students’ psychological characteristics as factor of effective acquisition of visualization in e-learning // Procedia-Social and Behavioral Sciences. EpSBS. Published by the Future Academy.- 2016. – V. 217, — P. 34-41. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2016.02.016
  24. Kostromina S. N, Gnedykh D.S., Russian experience in application of concept maps in education // Communications in Computer and Information Science. – 2016. – V. 635. – P. 159-168. DOI: 10.1007/978-3-319-45501-3_12
  25. Костромина С.Н., Медина Бракамонте Н.А., Защиринская О.В. Современные тенденции педагогической психологии и психологии образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Психология. Педагогика.. — 2016. — № 1. — С. 109-117.
  26. Костромина С.Н., Демьянчук Р.В. Психологические механизмы профессионально-личностного развития педагогов // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51-4. — С. 460-467.
  27. Костромина С.Н., Демьянчук Р.В. Концепция профессионально-личностного развития педагогов // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51 — 4. — С. 342-353.
  28. Гришина Н.В., Костромина С.Н. Психология личности: переосмысление традиционных подходов в контексте вызовов современности // Психологические исследования: электронный научный журнал. — — Т. 10. – № 52. – С. 1.
  29. Kostromina S., Gnedykh D. Type of visualization and quality of digestion of education // Procedia-Social and Behavioral Science. – 2015. — V. 171. – P. .340-349. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2015.01.131
  30. Kostromina S., Zinovyеva E., Beykina A. Description of Problematic Situations for Students Referring to the Psychological Support Center of the St. Petersburg State University // Procedia-Social and Behavioral Science. – 2015. — V. 165. — 69-77. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2014.12.606
  31. Батурин Н.А., Вучетич Е.В., Костромина С.Н., Кукаркин Б.А., Куприянов Е.А., Лурье Е.В., Митина О.В., Науменко А.С., Орел Е.А., Полетаева Ю.С., Попов А.Ю., Потапкин А.А., Симоненко С.И., Синицина Ю.Д., Шмелев А.Г. Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году) // Организационная психология. – 2015. – Т. 5. — № 2. – С. 67-138.
  32. Gurieva S.D., Kostromina S.N., Tcvetkova L.A., Samuylova I.A., Konfisakhor A.G., Anisimova T.V. Migration as an indicator of people’s social and psychological stability (as exemplified in the Pskov region) // Psychology in Russia: State of the Art. – 2015. — V.8. — №.1. — P. 61-73. DOI: 10.11621/PIR.2015.0106
  33. Костромина С.Н., Прокофьева В.В., Гнедых Д.С., Королева М.Е. Психофизиологический мониторинг экзаменационного стресса у школьников // Психологические исследования: электронный научный журнал. — — Т. 8. – № 43. – С. 7.
  34. Kostromina S. Actualization of Future Medical Staff Personality Potential at the Stage of Mastering their Profession // Procedia-Social and Behavioral Science. – 2015. — V. 171. – P. 1194-1203. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2015.01.231
  35. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Психология – 2015. – Т. 5. — №2. — С. 5-14.
  36. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Лекция – презентация: выбор визуальных средств // Открытое образование. 2015. – Т. 111. — № 4. — С. 73-80.
  37. Костромина С.Н., Бордовская Н.В., Искра Н.Н., Чувгунова О.А., Гнедых Д.С., Курмакаева Д.М. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал. 2015. — Т. 36. — № 4. — С. 61-70.
  38. Moskvicheva N., Kostromina S. The Development of Reflective Teaching Skills of Preservice Higher school Teachers // Proceedings: 9th International Technology, Education and Development. 2015. – P. 1806-1814. I(NTED Proceedings). International Association of Technology, Education and Development. Madrid, Spain. 2-4 March, 2015. ISBN: 978-84-606-5763-7
  39. Kostromina, S., Moskvicheva, N. Parents’ readiness for Social Partnership with Teachers. // Proceedings: 9th International Technology, Education and Development. 2015. – P. 1948-1956. I(NTED Proceedings). International Association of Technology, Education and Development. Madrid, Spain. 2-4 March, 2015. ISBN: 978-84-606-5763-7
  40. Kostromina S.N., Bordovskaia N.V., Rosum S.I., Moskvichva N.L., Iskra N.N. Reseach potential and cognitive features of students // Psychology in Russia: State of Art. – 2014. — № 7 (4). — P. 112-136. DOI: 10.11621/PIR.2014.0411
  41. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Психологические факторы усвоения студентами учебной информации в зависимости от типа мультимедийной презентации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. — 2014. — № 1. — С. 45-50.
  42. Костромина С.Н., Гуриева С.Д., Самуйлова И.А., Конфисахор А.Г. Социально-психологические парадоксы экономического развития региона России // Экономическое возрождение России. — 2014. — № 3 (41). — С. 71-82. 
  43. Бордовская Н.В., Костромина С.Н. Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию // Высшее образование в России. — 2013. — № 10. — С. 125-133.
  44. Kostromina S. Academic skills as a Basis for Self-organization of Human Activity // Procedia-Social and Behavioral Science. – 2013. — V. 86. – P. 543 – 550. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2013.08.611
  45. Kostromina S.N, Bordovskaia N.V. Personal features and research potential of students // The European Journal of Social & Behavioural Sciences. — 2013. – V. .5. — P. 1284-1293. DOI.org/10.15405/ejsbs.111
  46. Костромина С.Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности // Психологические исследования: электронный научный журнал. — №4 (12). — С. 3.
  47. Костромина С.Н., Реан А.А. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование, — 2007. № 3. С. 77 – 86.
  48. Костромина С.Н. Функциональная организация прикладной психодиагностики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). – 2007. – Т. 7. — № 28. – С. 121 – 131.
  49. Костромина С.Н. Психологические типы неуспешных педагогов-диагностов // Акмеология. – 2007. – Т. 2. – С. 99 — 107.
  50. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. – 2000. — №6. – С. 26-37.
Закрыть меню